Обрисовка Мерича
17.10.2016
Учившийся на медные деньги и не имеющий родни в Москве, он благодаря своей сметливости и ловкости, с какой брал взятки, скопил небольшое состояние, снял хорошую квартиру и завел дрожки. Но при всем этом Беневоленский остался невежественным пошляком. Островский оттеняет это на изображении его отношения к музыке. Собравшись на Роберта-Дьявола, он вместо оперы провел вечер в трактире. И тем не менее Беневоленский отрицает отсталость старого поколения, полагающего, что любви не существует. Ему-то нужна жена со светским тоном, он понимает, что такое любовь, и имеет сердце нежное, к ней способное. Стремление дельца, пошляка и любящего выпить взяточника облагородить себя и представить в виде просвещенного человека составляет комическое зерно этого характера, показанного Островским удивительно жизненно. Развязность и невежество в сочетании с уверенностью в том, что именно так надо вести себя и разговаривать с дамами, дают непревзойденный комический материал. Не случайно, вслед за Садовским эту роль играли выдающиеся русские комики (например, В. Н. Давыдов).
Пятый акт, который некоторые недальновидные критики считали лишним, необходим в комедии. Островский проявляет в нем свою изумительную художественную изобретательность. И одновременно следует традициям русской драмы. Островский был учеником Гоголя. Но он был учеником и Грибоедова. Смотрите решение задач по сопромату здесь.
В двух последних актах Горя от ума Грибоедов расширяет круг действующих лиц. В сцене бала и разъезда гостей он выносит отношение Чацкого с семейством Фамусовых на суд общества. Это усиливает типичность происходящего. Выясняется, что вопросы, волнующие Фамусова, волнуют и других членов общества, и они с ним единодушны.
Нечто аналогичное делает в пятом действии Островский. Бедность русской жизни и отсутствие развлечений способствуют тому, что множество людей приходит посмотреть на свадьбу. Зеваки эти выражают различное отношение к происходящему. Каждый из них имеет свою тему, перекликающуюся с главной темой пьесы. И вместе с тем они играют роль хора, аналогичную роли хора в античной трагедии: выражают народное мнение о событиях, которые проходят перед ними.
|