Природа авангарда
12.10.2016
И у Ортеги, и, как увидим, у Бахтина речь идет о «дистанцировании» от объекта как условии эстетического его восприятия. Личная вовлеченность в чужую боль - «участное» (М. Бахтин; «партикулярное» - Г. Марсель) к ней отношение - одно из сильнейших человеческих переживаний, неизмеримо превосходящее по смысловому и эмоциональному накалу переживание чужой радости или счастья, - уже потому хотя бы, что чужая радость, естественно, ни в утешениях, ни в защите не нуждается. Заставляя своих «созерцателей» дистанцироваться от живого человеческого страдания, оба автора - по-разному, конечно, - акцентируют внимание на духовной «неподъемное» такого усилия. Начало эстетической деятельности - это, если угодно, мука неучастия в страданиях «объекта». И - еще одно соображение в этой же связи. Оттягивая стрелу к плечу, прочь от цели, мы аккумулируем в ней энергию полета к цели. Дистанцируясь от страдания, и О рте га, и - в еще большей степени - Бахтин нарабатывают в себе энергию сострадания - «человеческого» влечения к «объекту», даром что в описании «безучастности» своего эстетического «героя» Ортега предельно категоричен. Хотите, чтобы в вашем доме было тепло и уютно в любую погоду? Посмотрите каталог обогревателей от лучших производителей на Технопортале и приобретите понравившуюся модель.
В сущности, то единое духовное усилие, которое Бахтин содержательно увязывает с эстетической деятельностью, Ортега развертывает в спектр - представляет как драму с четырьмя персонажами. У Бахтина эта деятельность распадается на два фазиса: «вживание» и «возвращение г> себя», - причем они (фазисы) не следуют друг за другом в хронологическом порядке, но «тесно переплетаются» и даже «сливаются». Суть «вживания» - встать на место другого (страждущего) - принять его страдание, совпасть с ним, усвоить его кругозор (скажем, он не может увидеть извне ни себя, ни голубого неба, на фоне которого испытывает боль; и т.д.). Однако подлинно эстетическая деятельность начинается с «возвращения в себя» - с момента, когда мы занимаем позицию вне страждущего. Те детали физического его облика, которые прежде играли служебную роль - информировали о страдании (выражение липа, поза и т.д.), теперь обретают пластическую самостоятельность - завершающую, обрамляющую функцию.
|