Портреты-акварели Савинского
25.09.2016
Художники, знавшие натурщицу, которая послужила моделью для портрета, утверждали, что в ее жизни было очень много трудного. Достаточно взглянуть в грустные глаза, на плотно сжатые, редко улыбающиеся губы, чтобы понять, что Савинский правильно прочитал на лице женщины ее нелегкую судьбу. Удивляет портрет и непосредственностью восприятия, свежестью красок, точностью рисунка и твердостью руки, сохраненными семидесятидвухлетним художником.
В главном портреты-акварели Савинского развивают линию интимного русского портрета, родоначальником которого были в акварели П.Ф.Соколов и в рисунке О.А.Кипренский. Традиции внимательного, любовного отношения к человеку нашли в Савинском достойного продолжателя Tworzenie stron internetowych. Портреты его, обладая лучшими качествами русской акварельной техники первой половины XIX века - прозрачностью и светосилой, вместе с тем лишены ее, подчас излишней, мелкой детализированности и однообразно залитой гладкости. Они ярки, но без крикливости и внешней броскости, в них присутствуют чистяковская «мозаичность» касаний кисти, чистяковское понимание формы, без утрировки и резкости.
В акварельных портретах Савинский добился наиболее значительных успехов. Пожалуй, лишь один пейзаж, созданный им в 1927 году, может соперничать с ними. В этюде «Екатерининского дворца» сосредоточилась вся любовь истинного петербуржца к красотам своего города. С большим поэтическим чувством написан этюд. Мягко и легко, общо и одновременно детализированно рисует кисть художника растреллиевскую поэзию из бронзы и камня. На фоне светлого кружева дворца выстраиваются темные стволы могучих деревьев. Света и воздуха полны тонкие и нежные отношения коричневых, желтых и зеленых тонов. Весь пейзаж - живой, трепетный. Свет, который льется сверху, с почти невидимого за листвой неба, освещает дворец. Мягкая тень ложится на передний план. Прозрачную легкость и светоносность акварельных красок продемонстрировал Савинский в этюде с редким мастерством.
|