Смена драматургических планов
31.05.2016
В общем-то традиционны и средства чисто музыкального объединения сюитных композиций. В решающей мере оно достигается посредством системы тематических арок. Повторность ведущих лейттем, равно как и родство музыки, сопутствующей сходным ситуациям, создают переплетающиеся нити образно-тематических связей. Но последование картин-номеров словно развернуто на плоскости - в балете нет целеустремленного драматургического движения, направленного к ведущей кульминации. В основу его драматургии положен эпический принцип музыкального повествования, рождающегося в последовании картин-харахтеристик.
«Конек-Горбунок» отчетливо показал истоки стиля, пристрастия и предпочтения молодого композитора, ищущего свой стиль. Совершенно иная картина складывается во втором балете Щедрина «Анна Каренина» (1971), отделенном от первого его опыта в данном жанре годами напряженных исканий. Смелый до дерзости замысел - воплотить средствами хореографии роман Толстого - едва ли возможно оценивать лишь на основании тщательно-разработанного сценария Strona wizytówka warszawa. Новое сочинение советского мастера представляет продуманную музыкальную концепцию, созданную по мотивам «Анны Карениной».
«Трудность музыкально-хореографического прочтения романа Л. Н. Толстого видится мне, прежде всего, в выборе определенного подхода к сложнейшему произведению мировой литературы, ибо безбрежность Толстого дает повод для различных жанровых и драматургических решений». Так определил композитор свое отношение к проблеме интерпретации великого творения русской литературы. Поэтому прежде всего важно установить - по каким линиям произвел отбор композитор, что он услышал в романе Толстого, что и каким образом он передал средствами музыкальной пластики. Первое впечатление от музыки балета Щедрина - взаимоисключающее, почти кричащее столкновение несоединимого.
|