Городское население росло необычайно быстрыми темпами — в основном за счет прибывающих на строительство промышленных и других крупных объектов жителей из сельской местности. При этом ученые, разрабатывавшие сибирские проекты, отмечали, что «сибирский край не представляет собой такого района, как европейская часть Союза: это край суровый, край, требующий для продуктивной работы хорошего питания, хорошей одежды, жилья и т. д. Поэтому совершенно естественно — вся установка должна быть сделана на минимум людей и на максимально правильное их бытовое обслуживание».
Однако социальная политика, реализованная в практике «великих» строек довоенных лет и продолженная во второй половине XX столетия, базировалась на принципах, в которых главенствовала технологически организуемая деятельность, а жизнь рассматривалась в качестве средства, обслуживающего производство. Убедительно утверждалось, что объектом первоочередного строительства являются промышленные предприятия, а сооружения социальной инфраструктуры должны возводиться после их завершения. Псевдореволюционный аскетизм, пренебрежительное отношение к социальной сфере являлись неотъемлемыми чертами социальной политики 1930-х годов, считалось даже «неприличным», «несоциалистическим» уделять слишком много внимания личным удобствам. Любите азарт? Попробуйте играть в Great Blue и получить настоящий драйв и массу положительных эмоций.
В целом концепция социалистического расселения базировалась на идее принудительной трудовой повинности и тотального планового государственного распределения. Завершающие формы эта идея приобрела в массовой ссылке в Сибирь различных категорий репрессированных и создании системы ГУЛАГа, что давало дешевую рабочую силу для лесоразработок, сельскохозяйственного освоения целинных земель, раскорчевки тайги, строительства дорог. В первой брошюре о новом заполярном городе Игарке утверждалось, что строительство города сыграло большую роль «в деле перековки» в прошлом чуждых людей: «Многие из рабочих Игарки — трудпереселенцы — показали в ударной работе в тяжелых условиях Севера их право носить гордое звание гражданина Советского Союза. В процессе упорного труда люди в Игарке получали „путевку в жизнь", право наравне с другими жить и трудиться на пользу социалистического отечества. В 1934 г. восстановлено в правах 300 бывших трудпереселенцев».