Остался неосуществленным и эскиз занавеса к мхатовской постановке «Горе от ума» А. Грибоедова (1938). Написанный в кустодиевско-юоновском духе, этот эскиз представлял картину, как бы предшествующую началу пьесы: солнечное морозное утро, панорама московских особняков и церквей, мимо которых по заснеженной пустынной улице мчатся сани Чацкого. Если мы вспомним дан-нос выше определение изображений как сценографических персонажей, которые являют собой самостоятельный, самоценный визуальный образ, воплощающий существенный мотив спектакля, то увидим, что здесь занавес должен был выполнять другую функцию не персонажную, а декорационную, относящуюся к изображению места действия. Это характерно и для Дмитриева, воплощавшего в своем творчестве прежде всего принципы декорационной системы оформления спектакля, и для МХАТ, и для драматической сцены в целом (за исключением отдельных авангардных экспериментов). Предстоит развод? Грамотный адвокат дело поможет отстоять права.
Конкретный характер изобразительных сюжетов занавесей в драматическом театре, их обусловленность предметной средой места действия проявлялись, естественно, в самых разных формах. В том числе и в комедийной форме, как это было в спектаклях Н. Акимова. У него занавеси всегда и в 30-е, и в 40-е, и в последующие годы - показывали ту или иную картину на тему места действия. Несколько выделялось в этом отношении его решение, предложенное в спектакле 1929 года «Заговор чувств» Ю. Олеши в театре имени Евг. Вахтангова. Для сцены именин Акимов придумал занавес в виде огромного овального стола с приборами и яствами. Показанный зрителям сначала как сугубо изобразительная композиция, этот стол затем опускался, приобретал горизонтальное положение, и вокруг него рассаживались гости. Таким образом, изображение, предъявленное зрителям в качестве занавеса, превращалось в объект игрового действа, сохраняя при этом и свою функцию сценографического персонажа. Здесь мы переходим к следующему типу сценографических персонажей в театре первой половины XX века не изобразительных, а вещественно-предметных, принимающих активное участие в сценическом действии как своеобразные партнеры актеров.